LiveGames: онлайн игры
 
ЖИВИ ИГРАЯ

Наши онлайн игры:


Турниры:




Помощь:

Правила игры в шашки

Доска для игры в русские шашки состоит из 64 клеток и полностью совпадает с шахматной. В отличие от шахмат, где каждая клетка может быть использована для хода, в шашках игровыми являются только черные клетки. В среде шашистов доску иногда называют шашечницей, подчеркивая тем самым, что она используется именно для игры в шашки.

Доска во время игры располагается так, чтобы крайняя клетка возле левой руки играющего оказалась черной, а крайняя правая — белой. Таким образом, самая длинная диагональ черных клеток начинается от левого нижнего угла доски и простирается к верхнему правому. Поскольку шашки ходят именно в диагональных направлениях, особое значение в шашечной науке придается черным диагоналям, которые даже имеют собственные имена.

Самая длинная диагональ называется «большой дорогой» или «большаком». Большак состоит из восьми черных полей. Две черные диагонали, которые начинаются от правого нижнего угла, имеют название «двойников» и содержат по семь полей каждая. «Тройники» - две линии по шесть полей, идущие вдоль большака, а также два маленьких «тройничка», содержащие по три поля и соединяющие края больших тройников. Четыре тройника образуют таким образом прямоугольник, как бы пронизанный большой дорогой. Две диагонали по пять полей и две диагонали по четыре поля называются «косяками».


Ход игры.
Начальный этап игры в шашки (также именуемый дебютом) обычно длится 7-10 ходов.

В начале игры каждый игрок располагает двенадцатью равноценными шашками, которые располагаются по черным клеткам на трех ближних к игроку горизонталях. Таким образом, в середине поля остаются незанятыми две горизонтали черных клеток, на которых и начинается борьба.

Право первого хода принадлежит белым шашкам. Определение игрока, который играет белыми, в классических шашечных правилах производится посредством жребия.

Ход в шашках представляет собой перемещение шашки вверх по диагонали с одной черной клетки на другую - соседнюю. Такой ход еще называется «тихим», поскольку он не связан с уничтожением шашки противника. Ходить можно как влево, так и вправо, но только на те клетки, которые не заняты другими шашками. Если шашка в результате хода оказалась рядом с шашкой противника, это значит, что она попала под бой: противник переносит над вражеской шашкой свою и ставит ее на незанятое поле. Таким образом происходит уничтожение шашки, которое еще называют ударным ходом. Ударный ход, в отличие от тихого, может быть произведен как вперед, так и назад. При этом в современных шашках действует правило обязательного боя, которое означает, что если под бой вашей шашки попала шашка соперника, вы обязаны ее уничтожить. Тихий ход другой шашкой в этом случае не допускается. Поэтому и неактуально в наше время выражение «взять за фук», которое когда-то означало следующее: игрок «профукал» возможность взять на своем ходу шашку противника, за что и поплатился отданной «на фук» шашкой, которую противник берет во время своего хода.

Поскольку в шашках нельзя сделать больше одного хода подряд, возможны ситуации, в которых происходит размен шашками (их взаимное уничтожение): шашка, «съевшая» вражескую, попадает под бой и сама оказывается съеденной на следующем ходу.

Ударный ход может быть связан со взятием не только одной шашки, но и большего количества. Если шашка, перепрыгнувшая через вражескую, оказалась в ударной позиции, она должна продолжать бой до тех пор, пока не уничтожит все попавшие под бой шашки соперника. Следует также помнить, что шашка, производящая бой, должна обязательно встать на незанятую клетку после того, как перепрыгнула через вражескую. То есть, нельзя уничтожить две или более шашки, стоящие в ряд на соседних клетках.


Серединный этап игры или миттельшпиль продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не останется шесть или меньше шашек. После этого партия переходит в эндшпиль, то есть, завершающую стадию. Эндшпиль — это развязка, когда исход партии уже просматривается достаточно ясно. Обычно к этому моменту одна или несколько шашек достигает верхней горизонтали и превращается в Дамку. Интересно, что в английском языке дамку именуют King, что можно перевести как «Королевская шашка». И это не случайное определение, так как дамка обладает большим преимуществом перед рядовой шашкой: ход она совершает на любое количество клеток по диагонали — как взад, так и вперед. Таким образом, простая шашка, выйдя «в дамки», становится разрушительным оружием, поскольку может бить вражескую шашку, находящуюся на ее диагонали на любом расстоянии. В остальном дамка подчиняется тем же правилам, что и простая шашка: она не может бить шашки, стоящие в ряд на соседних клетках, и она так же подвержена бою вражеских шашек. Поскольку дамка не является неуязвимой, особо искусный игрок может справиться даже с ней, проведя хитроумный прием ее ловли под названием «Петля».


Окончание партии.
Цель игры — уничтожить или запереть все шашки противника, что эффективнее всего достигается при помощи одной или нескольких дамок.

Также в шашках нередки ничьи, которые происходят в следующих ситуациях:
– троекратный повтор одной позиции;
– взаимная договоренность игроков;
– в течение 15 ходов участники делали ходы дамками без боя и ни разу не использовали простые шашки.

Прочитайте также описание шашек в системе LiveGames.

Играть в Шашки сейчас!